Обучение

Использование проектного метода в обучении программированию

На своих занятиях по программированию я активно использую проектный метод обучения. Это один из самых эффективных средств формирования у студентов навыков самостоятельной работы, умения разрабатывать сложные программные комплексы, проводить тестирование, исправлять ошибки. Когда начинается учебный процесс, я ставлю перед каждым студентом задачу сделать собственный проект, который приближается по своей сложности к тем задачам, которые они будут выполнять, работая инженерами-программистами. На моих занятиях студенты разрабатывают следующие проекты: «Интернет-магазин, «Диспетчер списков рассылки», «Почтовая служба», «Система управления контентом», «Покупательская тележка», «Информационная банковская система». Я предоставляю им методические указания для разработки проекта с подробным описанием процесса создания программного продукта. На первом этапе разработки проекта студенты формируют структуру базы данных, создают необходимые таблицы, формируют связи между ними. После этого они проводят заполнения базы данных согласно задания. На втором этапе ведется разработка главных модулей, с помощью которых осуществляется функционирование проекта. Я контролировал разработку каждой программы, чтобы не было ошибок, а студенты докладывали мне о состоянии разработки проекта. При этом я постоянно делал указания для дальнейшего развития проекта. При возникновении сложностей я помогал студентам написать правильный код.

На третьем этапе студенты разрабатывают механизмы авторизации, чтобы проектом могли пользоваться другие люди. Программное обеспечение было разработано таким образом, чтобы администратор имел самые права, а другие пользователи имели ограниченные права. На четвертом этапе проект проходит тестирование на наличие ошибок. В этом процессе принимает участие как преподаватель, так и студент. Наиболее удачным получился проект, в котором студент-отличник разработал проект «Система обслуживания клиентов». После тщательной проверки проекта студенты готовят презентацию. На итоговых занятиях проходит защита с выставлением оценок. Следует заметить, что большинство моих студентов ловко справляются с задачами и успешно защищают свои проекты.

Семинар - эффективное средство в работе со студентами

Социальный прогресс и высокие темпы развития науки и техники способствуют тому, что постоянно растут требования к качеству образования, а, следовательно, и к уровню квалификации педагогического состава образовательных учреждений. Мои задачи как педагога - осмысление практических результатов своей деятельности, умение выбрать оптимальные формы и методы организации учебно- воспитательного процесса, владение различными методическими приемами их осуществления. Особое место среди форм организации обучения занимает семинарское занятие, которое может способствовать решению различных дидактических задач, сочетая в себе несколько различных форм организации учебно-познавательной деятельности. При этом повышается интерес к изучаемому предмету, при хорошей подготовке обеих сторон учебного процесса, увеличивается, растет мотивация, развивается самостоятельность и воля к преодолению возникающих трудностей в понимании в процессе обучения. Мой опыт показывает, что семинар - это наиболее эффективное средство в работе со студентами и старшими школьниками. Я применяю его очень часто. В ходе семинара осуществляется большая работа для более тщательного изучения и обсуждения проблемы. Обучающиеся публично выступают, видят реакцию слушателей, учатся выражать свои доводы ясно, логично, грамотным и четким литературным языком, правильно формулировать и аргументировать линию защиты своей позиции. На семинаре каждый имеет возможность оценить свои знания критично, сравнить с умениями и навыками их выкладывать с другими учениками, сделать из обсуждаемых проблем и определить, насколько необходимо более углубленное изучение данного материала. В ходе семинара студент опирается на сделанные лекции и конспекты, на словарь, выписки из учебной литературы, публикации в периодических изданиях, научных труды и другие источники. Такое занятие стимулирует желание сделать конспект более качественным и информативным, повышает стремление к его совершенствованию. От занятия к занятию учатся студенты лучше осознают важность того или иного материала, их мышление становится более зрелым, они начинают эффективно выполнять постепенно усложняющиеся задачи, решать учебные проблемы, относящиеся непосредственно к будущей профессии.

По методике проведения, семинар как учебное занятие, представляет собой интегративную, комбинированную форму. Он дает возможность использования фрагментов первоисточников, рефератов, тестов, понятийных диктантов (устных и письменных). Для стимулирования у учащихся самостоятельного мышления, я использую различные активные методы и приемы обучения: задачу «закончить предложение», проблемные ситуации, тесты, интерактивный опрос. Я стараюсь построить учебный процесс таким образом, чтобы он был не только познавательным, отвечал дидактическим целям проведения занятия (формирование системы знаний и умений), но и развивал у учащихся тягу к знаниям, к изучению предмета. Использование такой формы проведения занятия как семинар, наилучшим образом подходит для достижения указанных целей. При использовании в процессе обучения семинаров у учащихся формируется своя научно аргументированная позиция по исследуемым вопросам, происходит осознание важности проблем, тренируется воля к преодолению трудностей. Форма проведения семинарского занятия на сегодняшний день существенно меняется. На занятиях я применяю различные формы и методы обучения (дискуссии, игровые и тренинговые формы, круглые столы, творческие беседы, деловые игры, психологический тренинг и др.). Их совокупность и определяет выбранный вид семинарского занятия. В разработке методики семинарских занятий большую роль играет вопрос взаимосвязи семинара и лекции, семинара и самостоятельной подготовки учащихся, способы и характер такой взаимосвязи. Я связываю семинар и лекционное занятие таким образом, чтобы они не повторяли друг друга, но при этом сохранялась связь с основными положениями лекции. Сначала я провожу непродолжительную лекцию, примерно на 20 минут, раскрывающую основные проблемы данной темы и методы работы над ними, затем - самостоятельную работу с учениками. После этого я провожу семинар, в котором раскрываю вопросы, вызывающие затруднения в усвоении материала. Взаимосвязь семинара с лекцией повышает эффективность его проведения. Я предоставляю ученикам план лекции и список рекомендуемой литературы. Так же можно выделить взаимосвязь между семинаром и лекцией, назвав ученикам наиболее важные вопросы и аспекты, представляющие теоретический и практический интерес, которые. В силу нехватки времени, не представляется возможным в полном объеме освятить сложные вопросы на лекционном занятии, но есть возможность более детально обсудить их на семинаре. Я заостряю внимание учащихся на таких вопросах, чтобы пробудить любознательность, обострить их желание во всем разобраться. Процесс подготовки является одним из важнейших факторов успешного проведения занятия, его эффективности.

Прежде всего, ученики должны понять и осмыслить план семинара и предложенные для обсуждения на нем вопросы, их значение в раскрытии темы занятия. Большую роль на данном этапе играет преподаватель. При подготовке к семинару ученики активизируют работу с книгой, они учатся рассуждать. В процессе подготовки уточняются и закрепляются уже известные категории и осваиваются новые, речь учащихся становится богаче. Если в процессе подготовки к семинару ученики сталкиваются с непонятными для них моментами, они самостоятельно находят ответы, или обозначают их, для уточнения их на семинаре. Для того чтобы повысить интерес учеников, я предлагаю им подумать над такими вопросами, ответы на которые неоднозначны, а порой и противоречивы. В процессе размышлений и обсуждения таких вопросов ученики могут разделиться на несколько групп, каждая из которых будет доказывать свою точку зрения, приводить свои доводы, возникнет дискуссия, необходимая для того, чтобы активизировать семинар, чтобы ученики в процессе спора пришли к истине. Чтобы успешно организовать коллективный поиск ответа, я сам хорошо готовлюсь по теме семинара. У меня есть свои наработки, которые могут пригодится в различных ситуациях, возникающих на семинаре. Однако в ходе семинара нужно быть готовым к тому, что ход обсуждения может отклониться от заранее запланированного, и придется рядом с заготовленными вопросами затронуть такие аспекты, которые заранее не были предусмотрены, но вызвали особый интерес у учащихся. Таким образом, семинары способствуют решению различных дидактических задач, в зависимости от которых могут сочетать в себе несколько различных форм организации учебно-познавательной деятельности.

Работа в малых группах

Во время фронтальной работы педагогу очень трудно задействовать весь класс в процесс обучения. Некоторые ученики, которые находятся далеко от учителя, менее эффективно воспринимают новый материал. Когда один из них отвечает у доски, остальные работают менее активно, не имеют возможности продемонстрировать все свои знания, умения, навыки. Поэтому на своих занятиях по математике я активно использую такой метод обучения как работа в малых группах. Количество учеников в классе составляет примерно 24-27 человек. Поэтому я распределяю учеников на малые группы численностью по 5-6 учеников.

Занятие проходит в форме соревнования. Победит та группа, которая предоставит наиболее высокое количество правильных ответов. Каждая команда назначала своего капитана. Подсчетами баллов занимался независимый судья, который не входил ни в одну из групп. Когда мы овладевали тригонометрию в 10 классе, на уроке я сначала провел устный счет, спрашивая одного ученика из каждой группы. В этом соревновании ученики предоставили около 90 правильных ответов. Затем я провел проверку знаний по основным формулам тригонометрии методом нахождения ошибок на карточках, которые подготовил заранее. С этой задачей ученики также успешно справились. Почти все нашли ошибки в формулах и исправили ошибки, назвав правильный вариант. Затем я предложил каждой группе разгадать математический кроссворд. Одна из команд справилась лучше других и получила дополнительные баллы. Для письменного выполнения упражнений по тригонометрии для каждой мини- группе я подготовил карточки с заданиями. Задания были разделены по следующим темам: тригонометрические преобразования, упрощения выражений, решения тригонометрических уравнений, неравенств. Каждый участник малой группы должен был выполнить по одному заданию. У меня были готовые ответы. Поэтому я быстро сделал проверку задач. Наиболее интересным показался конкурс капитанов, на котором лидер каждой команды выполнял задачи на нахождение соответствий. Два капитана правильно справились с заданием. Поэтому, чтобы определить победителя пришлось предложить им еще одно дополнительное задание. В конце занятия я объявил команду победителя и выставил чемпионам высший балл в журнал. Я считаю, что работа в малых группах является прекрасным средством повышения эффективности занятий, способствует повышению знаний и коммуникативных навыков учащихся.

Обучение на ошибках

«Я рад, что вы сделали ошибку» - это одна из важнейших фраз, которые я говорю своим ученикам. Когда я только начинал преподавать, я создавал такую ​​атмосферу, чтобы ученики чувствовали себя комфортно, когда нужно было идти к доске, вставать перед классом и решать пример у доски. Делали они это неохотно. Это естественный человеческий инстинкт, чтобы не показывать свои слабости перед другими. Делая ошибку, ученики чувствует смущение, стыд, беспокойств. Что делать педагогам, которые понимают исключительную важность ошибок в учебном процессе? Как уменьшить страх перед публичным провалом у наших студентов? Нужно делать постоянное поощрение. Нужно взять верный педагогический курс в первый день занятий.

Для того, чтобы подготовить своих учеников к ответу за доской, я говорю о важности обучения на ошибках. Исследователь Койл занимался тем, что изучал биографии гениев, всемирно известных скрипачей, бейсболистов и писателей художественной литературы. Он рассматривал путь Шарлотты Бронте, Пеле и Микеланджело. По его мнению, они добились таких высот, потому что сделали гораздо больше ошибок, чем другие. Они просто извлекли пользу из этих ошибок. Гениальные люди сделали гораздо больше ошибок, чем средний человек. Итак, ошибки имеют большую ценность для нас. Нужно эти ошибки сделать, чтобы узнать, как их исправить. Почти каждый мой урок начинается с проверки домашнего задания, когда к доске по желанию идет ученик. У учащихся домашнее задание каждый день, и они должны спрашивать, что у них не получилось. Мы тратим затрачиваем 10 минут на проверку домашних заданий. Студенты, у которых возникли вопросы при решении домашнего задания, идут к доске и, мы вместе разбираем нерешенный пример. Поощрения учеников не бояться делать ошибки раскрепощает их, и они эффективно учатся. Совместная работа над исправлением ошибок помогает ученикам понимать различия между различными типами проблем при решении более сложных задач. А вот отзыв одного из моих учеников: «От своего учителя я понял, что после поражений приходят победы. Я понял, что ошибки имеют решающее значение в процессе обучения. Я изучил элементарную математику на самом высоком уровне, преодолевая все трудности. Я постоянно учусь на своих ошибках, и я думаю, все ученики должны учиться на ошибках, чтобы добиться успеха ».