Архив рубрики «Другое»

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЗНАНИЙ В ВИДЕ СЕМАНТИЧЕСКОЙ СЕТИ

Практическая работа 5 "ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЗНАНИЙ В ВИДЕ СЕМАНТИЧЕСКОЙ СЕТИ"

Цель работы: Изучение основных правил представления знаний в экспертных системах (ЭС) в виде СЕМАНТИЧЕСКИХ СЕТЕЙ .

Теоретические сведения по использованию модели представления знаний в виде семантической сети

Термин семантическая означает «смысловая», а сама семантика — это наука, ус-танавливающая отношения между символами и объектами, которые они обозна¬чают, то есть наука, определяющая смысл знаков.
Семантическая сеть — это ориентированный граф, вершины которого — понятия, а дуги — отношения между ними.
Элементарной единицей знаний в семантической сети служит триплет: помеченную дугу (представляет имя предиката) между двумя узлами графа (соответствующие двум связанным объектам).
Существуют достаточно широко различающиеся мнения о том, что должно быть представлено в семантических сетях, какие семантические элементы должны быть использованы для представления и, наконец, в чем же заключается семантика этих сетей.
Типы отношений:
• теоретико-множественные, включающие понятия «элемент множества», «подмножество», «супермножество» и др., т.е. связи типа частъ — целое (класс — подкласс, «элемент —множество,и т. п.);
• функциональные связи (определяемые обычно глаголами «производит», «влияет» и др.);
• количественные (больше, меньше, равно...);
• пространственные (далеко от, близко от, за, под, над и т.п.)
• временные (раньше, позже, в течение…)
• лингвистические, включающие в себя отношения типа «объект», «агент», «условие», «место», «инструмент», «цель», «время» и др.;
• атрибутивные (иметь свойство, иметь значение: форму, размер, цвет и т.д.;)
• характеризации глаголов, т. е. род, время, наклонение, залог, число;
• логические, обеспечивающие выполнение операций для исчисления высказываний (дизъюнкция - ИЛИ, конъюнкция-И, импликация-СЛЕДУЕТ, от¬рицание-НЕ);
• квантифицированные, т. е. использующие кванторы общности и существования;
• другие.

Пример решения практической работы.
(Предметная область - Животные)
Понятия:
1) Животное
2) Кошка
3) Лапы
4) Глаза
5) Волосы
6) Уши
7) Женщина
8 ) Закон притяжения
9) Сибирская
10) Ноги
11) Человек
12) Бегать

Отношения:
Тип «Множество — Подмножество» ( a Kind of): Является
Тип «Функциональные связи»: Имеет, Умеет, Использует
Тип «Атрибутивные»: Большие, Длинные, Густые
Тип «Лингвистические»: Целенаправленное движение

Семантическая сеть:

1
Пример решения.
(Предметная область - Аэродинамика)
Понятия:
1) Самолет
2) Ту-134
3) Крылья
4) Мотор
5) Бензин
6) Летать
7) Законы аэродинамики
8 ) Птица
9) Орел
10) Клюв
11) Оперение

Отношения:
Тип «Множество — Подмножество» (a Kind of): Является
Тип «Функциональные связи»: Имеет, Умеет, Использует
Тип «Атрибутивные»: Широкие, Длинный, Светлое
Тип «Лингвистические»: Планирующий полет

2

Задания

Вариант 1. «Автомобили»

Вариант 2. «Бытовые приборы»

Вариант 3. «Техникум»

Вариант 4. Отдел в IT_компании

Вариант 5. Магазин компьютерной техники

Вариант 6. Товары на складе.

В отчете предоставить семантическую сеть, перечень понятий и отношений. В ходе защиты ответить на контрольные вопросы по разделу "Экспертные системы"