UTF-8" /> Репетитор по математике | физике | программированию | в Харькове

Реформа школьного образования

В 1968 году  после широкого обсуждения проектов было опубликовано новую программу по математике для средней школы.

Программа предусматривала как изучение новых тем (понятие множества, операции над множествами, граница функции, производная, интеграл, понятие о простейших дифференциальных уравнений, векторы, геометрические преобразования, элементы аналитической геометрии), так и изменение подхода к изучению традиционных понятий, идей и методов. Например, понятие функции в современном его трактовке вводилось в 6 классе, и сразу предполагалось систематическое изучение свойств элементарных функций. Годом ранее, в 5 классе, рассматривалась система координат. Широкое использование метода координат предполагалось как в алгебре, так и в геометрии на плоскости и в пространстве. Элементы геометрии и алгебры были включены в программу начальной школы и до курса математики 4 - 5 классов. Начиная с 1968 г. Новые программы и созданы за ними учебники неоднократно уточнялись и совершенствовались. Высказывалось много критических замечаний относительно последствий перестройки содержания школьного математического образования. В частности, признано нецелесообразным изучения в школе множеств, отношений, элементов математической логики. Подверглось критике захват авторов школьных учебников геометрическими преобразованиями, которые выкладывались на основе множеств. В школьную программу было предложено включить элементы стохастики (сочетание статистики и теории вероятностей), поскольку идеи стохастики используются в кинетической теории, ядерной физике, астрономии (например, исследования материи в пространстве, изучение потоков космических частиц), в биологии (генетике), вычислительной математике (например, метод Монте-Карло), логике, педагогике и психологии, инженерном деле, в организации производства (например, контроль за качеством производственной продукции), на транспорте, связи.

Тенденция - это современное совершенствования школьного математического образования, установления правильного соотношения между теоретическим уровнем изложения учебного материала, развитием логического мышления и формированием у учащихся знаний и умений прикладного характера. Неотложной задачей является разработка общегосударственной программы по математике начальной и основной школы, в соответствии с современными требованиями определяла бы содержание обязательной математического образования. Программа может предусматривать возможность изучения материала с разной степенью полноты. С учетом программы основной школы уже создаются программы различных профилей старшей школы.

П. С. Александров (1896-1982), который долгое время работал вместе с А. М. Колмогоровым, был его единомышленником, близким другом, соавтором книг и статей по школьного математического образования, считал, что самым важным является то, как программы воплощаются в жизни: преподаватель с высокой математической культурой может на элементарном материале раскрыть ученикам математику как науку, а не только как учебный предмет.