Каталог примеров

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЗНАНИЙ В ВИДЕ СЕМАНТИЧЕСКОЙ СЕТИ

Практическая работа 5 "ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЗНАНИЙ В ВИДЕ СЕМАНТИЧЕСКОЙ СЕТИ" Цель работы: Изучение основных правил представления знаний в экспертных системах (ЭС) в виде СЕМАНТИЧЕСКИХ СЕТЕЙ . Теоретические сведения по использованию модели представления знаний в виде семантической сети Термин семантическая означает «смысловая», а сама семантика — это наука, ус-танавливающая отношения между символами и объектами, которые они обозна¬чают, то есть наука, определяющая смысл знаков. Семантическая сеть — это ориентированный граф, вершины которого — понятия, а дуги — отношения между ними. Элементарной единицей знаний в семантической сети служит триплет: помеченную дугу (представляет имя предиката) между двумя узлами графа (соответствующие двум связанным объектам). Существуют достаточно широко различающиеся мнения о том, что должно быть представлено в семантических сетях, какие семантические элементы должны быть использованы для представления и, наконец, в чем же заключается семантика этих сетей. Типы отношений: • теоретико-множественные, включающие понятия «элемент множества», «подмножество», «супермножество» и др., т.е. связи типа частъ — целое (класс — подкласс, «элемент —множество,и т. п.); • функциональные связи (определяемые обычно глаголами «производит», «влияет» и др.); • количественные (больше, меньше, равно...); • пространственные (далеко от, близко от, за, под, над и т.п.) • временные (раньше, позже, в течение…) • лингвистические, включающие в себя отношения типа «объект», «агент», «условие», «место», «инструмент», «цель», «время» и др.; • атрибутивные (иметь свойство, иметь значение: форму, размер, цвет и т.д.;) • характеризации глаголов, т. е. род, время, наклонение, залог, число; • логические, обеспечивающие выполнение операций для исчисления высказываний (дизъюнкция - ИЛИ, конъюнкция-И, импликация-СЛЕДУЕТ, от¬рицание-НЕ); • квантифицированные, т. е. использующие кванторы общности и существования; • другие. Пример решения практической работы. (Предметная область - Животные) Понятия: 1) Животное 2) Кошка 3) Лапы 4) Глаза 5) Волосы 6) Уши 7) Женщина 8 ) Закон притяжения 9) Сибирская 10) Ноги 11) Человек 12) Бегать Отношения: Тип «Множество — Подмножество» ( a Kind of): Является Тип «Функциональные связи»: Имеет, Умеет, Использует Тип «Атрибутивные»: Большие, Длинные, Густые Тип «Лингвистические»: Целенаправленное движение Семантическая сеть: 1 Пример решения. (Предметная область - Аэродинамика) Понятия: 1) Самолет 2) Ту-134 3) Крылья 4) Мотор 5) Бензин 6) Летать 7) Законы аэродинамики 8 ) Птица 9) Орел 10) Клюв 11) Оперение Отношения: Тип «Множество — Подмножество» (a Kind of): Является Тип «Функциональные связи»: Имеет, Умеет, Использует Тип «Атрибутивные»: Широкие, Длинный, Светлое Тип «Лингвистические»: Планирующий полет 2 Задания Вариант 1. «Автомобили» Вариант 2. «Бытовые приборы» Вариант 3. «Техникум» Вариант 4. Отдел в IT_компании Вариант 5. Магазин компьютерной техники Вариант 6. Товары на складе. В отчете предоставить семантическую сеть, перечень понятий и отношений. В ходе защиты ответить на контрольные вопросы по разделу "Экспертные системы"